Испыние на птицестойкость


28.03.2014
Испыние на птицестойкость

Как проходят испытания чудо-стекол для вертолетов?

Спасти летчиков от столкновения с птицей и жестких ультрафиолетовых лучей – вот некоторые требования, которые предъявляются к остеклению летательных аппаратов.

Сэндвич для вертушки

Специалисты обнинского предприятия «Технология», входящего в холдинг «РТ-Химкомпозит», создали такое стекло. Передо мной лежат образцы, созданные в разные годы обнинскими мастерами для гражданских и военных самолетов и вертолетов, а также для поездов и автомобилей...

Еле отрываю от стола массивный блок лобового стекла вертолета-гиганта Ми-26. Хорошо для утренней зарядки. Рядом – пакет втрое большего размера от Ка-62. По сравнению с предыдущим - пушинка: всего 8 килограммов и 6 мм толщиной.

В обнинских лабораториях уже кипит работа по второму этапу – гетерогенному органо-силикатному стеклу. Снаружи оно – силикатное и, значит, не боится абразивного износа. Органическое стекло, будучи подложкой, обеспечит заданную прочность и умеренный вес.

Казалось бы, все просто, но как «склеить» эти слои, да еще и проложить между ними токопроводящий элемент? Как рассказали на предприятии, специалисты уже вплотную подошли к решению и пообещали, что летом органо-силикатное стекло можно будет проверить на прочность.

Тушку зарядили в пушку

А пока на полигоне проверяем триплекс для Ка-62. Специалист предприятия заряжает 12-метровое орудие, нацеленное на кабину вертолета. Вместо снаряда – птичья тушка. Ведь в первую очередь от столкновения с птицами должно защищать лобовое стекло.

Давление в ресивере «орудия» постепенно растет, стрелка манометра приближается к расчетному значению в 30 атмосфер… Этого достаточно, чтобы разогнать «снаряд» до 1300 км/час. Хлопок – и мгновенный выстрел…

Уже потом, рассматривая видеозапись в замедленном режиме, можно увидеть, как вздрагивает кабина и сплющенная тушка рикошетом отлетает в сторону.

Конструкторы вертолета и разработчики остекления выходят из комнаты управления экспериментом и осматривают фюзеляж вертолета Ка-62, не скрывая своего удовлетворения. Работа выполнена «на отлично».

Сотрудники предприятия вспоминают, что не все испытания проходили гладко. Как-то раз после выстрела они долго не могли найти тушку птицы. Стекло растрескалось, но сквозных пробоин нет. И птицы нет. Лишь заглянув в кабину, они с удивлением обнаружили бронебойный «снаряд». Оказывается, он все же пробил остекление, а треснувшее по линии стекло, разомкнув две части в момент столкновения, как бы захлопнуло створки.

На этот раз картина была радикально другой. После удара стекло совершенно не утратило своих оптических свойств, избежав не просто сквозного пробоя, но даже частичного разрушения слоев.

Вскоре специалист назвал и точные параметры испытания: тушка имела массу 1,08 килограмм, а скорость на срезе ствола была 267 километров в час.

По международным нормам вертолет должен после столкновения с птицей сохранять возможность продолжать полет на протяжении двух часов. Благодаря созданному на предприятии триплексу, полет может продолжаться до окончательной выработки топлива.

Ученые и инженеры не намерены останавливаться на достигнутом. Следующий этап - создание гетерогенного электрообогреваемого птицестойкого стекла. Оно и от птиц защитит, и обогреваться будет, и за счет многофункциональных покрытий снизит заметность летательного аппарата для радиолокаторов. При этом уникальные свойства стекла можно будет обеспечить при минимальном весе.

Такое стекло пригодится не только для военных вертолетов, но и для гражданских и транспортных самолетов. Но пока новинкой интересуются коллеги "Камова" по вертолетному цеху – конструкторы Казанского вертолетного завода, создающие "Ансат". Оценивают результаты работ и специалисты "Миля".

Источник: Комсомольская правда



Партнеры

Минпромторг МЕМОРАНДУМ rt_new_logo.png Торгово-промышленная палата ВИАМ